тел: (83161)9 07 63
email: ds29_grd@mail.52gov.ru
Группа в Вконтакте: https://vk.com/club86951134
адрес: г. Городец, ул. Фурманова, 17
Заведующий: Ж.В. Морозова
тел: (83161)9 07 63
email: ds29_grd@mail.52gov.ru
Группа в Вконтакте: https://vk.com/club86951134
адрес: г. Городец, ул. Фурманова, 17
Заведующий: Ж.В. Морозова
Тема: «Формирование представлений о родном городе у детей посредством ознакомления с его историей и культурой»
Цель: Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой Родины.
Задачи:
Ведущая педагогическая идея:
«Где прошло детство, там начинается Родина»
Николай Карлович Романо́вский
Актуальность темы.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».
Об актуальности патриотического воспитания свидетельствует принятая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», которая разработана на основе приумноженных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания и «Стратегия развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в которой учитывается, что патриотическое воспитание – это социально-обусловленное становление личности гражданина, патриота, духовно-нравственной и ответственной за судьбу своего Отечества.
Очевидно, патриотами не рождаются, ими становятся. Только под чутким влиянием взрослого, ведущего ребенка за руку во взрослую жизнь, возможно становление ЛИЧНОСТИ ребенка, его морального облика, нравственных качеств, патриотических чувств.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.
Теоретические основы нравственно - патриотического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях.
Методологической и теоретической основой являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности:
Существенное влияние на логику исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста В.Г. Ананьева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Элъконина и др., работы в области этнопедагогики Б.Н.Бессонова, В.И.Баймурзиной, Г.Н.Волкова, Д.Ж.Валеева, Е.И.Корнеевой, С.И.Руденко и др.
В их работах раскрываются цели и задачи, сущность и содержание нравственно-патриотического воспитания.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Работа по формированию представлений о родном городе у детей строилась поэтапно:
1 этап – подготовительный с целью изучения имеющихся знаний детей о родном городе.
2 этап – основной целью которого является работа с детьми, направленная на формирование знаний о родном городе и воспитание на этой основе интереса к его прошлому и настоящему согласно перспективного планирования.
3 этап – заключительный, цель которого систематизация знаний и представлений дошкольников о родном городе.
Методические принципы
В данной работе представлена система разноаспектных занятий и мероприятий, нацеленных на совместное с воспитанниками их родителями исследование социокультурных условий малой родины и органичное приобщение к ним, минуты творчества, открывающие путь от маленького гражданина к большому патриоту.
Такая работа позволяет не только формировать и развивать определённые умения и навыки, но и вовлекает в диалог с миром малой родины, в «процесс творчества и чудотворства».
Проведено преобразование педагогического инструментария; разработана концепция патриотического воспитания дошкольников.
Наибольшей эффективности удается достичь при условии интеграции воспитания и развития дошкольников на разных уровнях (на уровне содержания – интеграция воспитания патриотизма, познания окружающего мира, истории и культуры малой родины, творческого развития; на уровне видов деятельности – познавательная, исследовательская, игровая, общение; на уровне взаимодействия – участие в работе детей, их родителей, общественности); создания атмосферы творчества и сопереживания; вариативности выбора мероприятий и методов воспитания.
Также отражены принципы деятельности воспитателя, его взаимодействия с воспитанниками и родителями и приемы диагностики результативности работы с дошкольниками на разных этапах воспитания, обучения и развития.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путем сохранения хронологии описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое («давным-давно») и настоящее («наши дни»). С этой целью подобран материал о городе Городце, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного города.
Принцип гумманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьей, детской библиотекой, краеведческим музеем и т.п.
Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Городца.
Формы и методы работы с детьми
Реализуемые проекты
«Моя семья». Расширить знания детей о семье через организацию разных видов деятельности. Повысить активность участия родителей в жизни группы.
«Родной свой край – люби и знай!». Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города Городца, местным достопримечательностям, формировать нравственно – патриотические чувства к родному краю; воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному городу. «Праздник со слезами на глазах». Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей - дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
Формы сотрудничества с семьями воспитанников. Работа с социумом.
Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же, в огромном многообразии воспитательных влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже у неё ведущая роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей черты, особенности, традиции, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
Поэтому в данной работе большой внимание уделяется формам сотрудничества с семьей:
Совместно с родителями и детьми оформляется в группе уголок по патриотическому воспитанию; собираем стихи, сказки, рассказы, совершаем экскурсии в краеведческий музей, к памятникам боевой славы.
Увлекательно проводим вечера отдыха «Вместе с мамой», «Клуб Весёлых Родителей», «Маленькие концерты», на которых дети вместе с родителями принимают участие в различных конкурсах. Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу.
Параллельно дети знакомятся с социальным окружением: посещают библиотеку, мини – музеи детского сада, экскурсии в музеи родного города, знакомятся с достопримечательностями родного города и его окрестностей, продолжают знакомство с культурой родного города. В этом им помогали не только воспитатели и родители, но и волонтёры и сотрудники различных музеев.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны.
Разработаны:
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты.
Проведённая целенаправленная работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом способствовала расширению их представлений о городе, где они родились и выросли, через различные виды деятельности: экскурсии, выставки совместного творчества, походы в музеи, непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с перспективным планом.
Мониторинг уровня сформированности знаний детей о родном городе Городце на заключительном этапе реализации деятельности по формированию представлений у детей о родном городе показал, что данная работа способствовала повышению осведомлённости старших дошкольников об истории создания города, о его участниках в становлении города; о достопримечательностях родного края и его промыслах.
Таким образом, в процессе данной деятельности была реализована цель – формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой Родины.
Участие воспитанников в конкурсах.
Межрегиональный проект «Святой Александр Невский - Слава, Дух и Имя России» (ежегодно). Дипломы участников.
Районный конкурс пряничного мастерства «Волшебная сказка детства» 2018г. Грамоты.
Районный конкурс «Будет пряник, будет и праздник!» 2019г. Грамоты.
Районный конкурс рассказов «День победы в моей семье» 2018 – 2019гг. Грамоты за участие.
Межрайонный конкурс «BabySkills-2019». Диплом победителя.
Областной конкурс «BabySkills-2019». Диплом 2 место.
Транслируемость практических достижений профессиональной педагогической деятельности педагогического работника.
1.Областной этап конкурса «Нравственный подвиг учителя».
2.Мини – сайт воспитателя https://nsportal.ru/sutyagina-oksana-nikolaevna
3.Обобщение инновационного педагогического опыта (муниципальный). Докладчик. Иновационно – педагогический проект «Родной свой край – люби и знай!»