тел: (83161)9 07 63
email: MBDOY.d.s.29@yandex.ru
Группа в Вконтакте: https://vk.com/club86951134
адрес: г. Городец, ул. Фурманова, 17
Заведующий: А.И. Перанова
тел: (83161)9 07 63
email: MBDOY.d.s.29@yandex.ru
Группа в Вконтакте: https://vk.com/club86951134
адрес: г. Городец, ул. Фурманова, 17
Заведующий: А.И. Перанова
Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края».
Цель работы: формировать нравственно-патриотические чувства у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
1. Расширить и углубить знание о родном крае, его истории, достопримечательностях.
2. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
3. Развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающих красивый город.
4. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
5. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
6. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
7. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
Ведущая педагогическая идея |
«Человеку важно знать свои корни, отдельному человеку, семье, народу и тогда и воздух будет целебнее и вкуснее, дороже будет взрастившая нас земля. Легче будет чувствоваться назначение и смысл человеческой жизни…» Д. С. Лихачёв. |
Актуальность темы |
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. |
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования |
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, М.Д. Маханева, Н.В. Алёшина, Ю.М. Новицкая и другие. В их работах раскрываются цели и задачи, сущность и содержание нравственно-патриотического воспитания, основные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста. Приняты государственные программы: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения – С.В. Петерина; формирование гуманных отношений – Виноградова А.М., Воробьева М.В., Буре Р.С.; формирование любви к Родине – Козлова С.А., Беляева Л.И., Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И.; воспитание нравственно-волевых качеств – Суровцева А.Р., Демурова Е.Ю., Буре Р.С., Стародубова Н.А и др . |
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования |
Работа по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края строилась по этапно: 1. Подготовительный, с целью: уточнить имеющиеся у детей представления о родном городе. 2. Работа с детьми, направленная на формирование у них знаний о городе и воспитание на этой основе интереса и любви к нему. 3. Заключительный. Проводится сравнительный анализ, который даёт возможность вскрыть изменения в знаниях детей о родном крае и в проявлении своего отношения к нему. |
1 этап |
I этап работы включает в себя изучения сформированности знаний у дошкольников представлений о родном городе, крае, стране. Цель: уточнить имеющиеся у детей представления о родном городе. Для диагностики использовалась технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». Результаты мониторинга на начало учебного года: Основное содержание пед. диагностики:
Для организации эффективной работы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края в групповой был создан мини музей «Боевой Славы», где представлены документы, фотографии и награды времён ВОВ; тематические альбомы: «Ордена Победы», «Военная техника», «Ветераны города и района ВОВ»; Книга Памяти ДОУ № 29 (воспоминания ветеранов и родственников ветеранов о войне); рисунки детей; научно-публицистическая, художественная литература о войне для детей; иллюстрации художников о ВОВ; макет боевых действий и макет памятника «Никто не забыт, ничто не забыто». Мини Центр по нравственно-патриотическому воспитанию был пополнен разнообразным дидактическим материалом, репродукции «Русских художников», «Русские писатели», детские энциклопедии «Наша Родина - Россия», «Народные праздники»; наборы открыток, посвящённых столице нашей Родины - Москве, энциклопедии для детей "Наша Родина - Россия" и др. Расположены иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме. |
2 этап |
Цель: формирование у детей дошкольного возраста знаний о родном крае, его истории, достопримечательностях, формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности. Работа с детьми по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края строилась по перспективному планированию, которое было разработано с учетом тематических блоков. Родная семья. Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые осознаёт себя человеком – членом семейного сообщества. Дети, начиная с младшей группы, получают знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления, именах близких людей, семейных историях, традициях. Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, видах деятельности, зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за малую родину, желание сделать её лучше. Родная страна. На занятиях дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируется представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины. Родная природа. Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старшей и подготовительной группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе. Родная культура. Очень важно прививать чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Воспитатели формируют детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни. |
Методические принципы |
Основной формой работы является непосредственно образовательная деятельность, которая организуется фронтально, подгруппами, индивидуально. Спецификой организации всего педагогического процесса является построение работы педагога с детьми по сюжетно-тематическим линиям, что позволило объединить различные виды деятельности детей на основе единого содержательного поля. Эти занятия строятся по основным методическим принципам с учетом ФГОС:
|
Формы и методы работы с детьми |
|
Реализуемые проекты |
«Моя семья». Расширить представления о семье, семейных традициях, о важности и роли семьи в жизни человека. «Мой Городец». Способствовать формированию у детей знаний и представлений о родном городе, его истории, культуре, достопримечательностях. «Край Нижегородский». Приобщение дошкольников старшего возраста к культуре и истории родного края. «Юные друзья природы». Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей. «Книга Памяти». Сбор материалов для «Музея боевой славы» группы; поиск и сохранение информации о родственниках, которые сражались на фронтах, работали в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945г; узнать о героическом прошлом своей семьи. «Ветеран живёт рядом». Формирование чувства долга, чувства уважения к защитникам Родины, чувства гордости за свой великий народ, воспитывать в детях уважительное отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным фотографиям и наградам. «Кто любит труд, того люди чтут». Показать участникам проекта значение труда в жизни человека; формировать у воспитанников желание трудиться, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду. |
Формы сотрудничества с семьями воспитанников. Работа с социумом. |
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок. Работа с родителями всегда была существенной частью деятельности детского сада.Формы сотрудничества с семьями воспитанников:
Родители стали единомышленниками в проблеме приобщения детей к родному краю. Для этого была организована разнообразная совместная деятельность педагогов, детей и родителей. Жизнь ребёнка в детском саду обогащается за счёт непосредственного участия в ней семьи, общественности и социальных институтов. Большое значение на формирование социальной компетентности оказывает связь с социумом. Дети с удовольствием посещают библиотеку, мини-музей детского сада. Дошкольники знакомятся с достопримечательностями родного города, их назначением. Расширяют кругозор об окружающей действительности, приобретают системные знания о своей «малой» Родине, учатся ориентироваться в современном мире. Так в библиотеке дети посетили следующие мероприятия «Птицы родного края», «Мы-потомки победителей» и т.д. С появлением мультимедийного средства, появилась возможность шире знакомить детей с историей, природой нашего края. |
3 этап |
III этап работы включает в себя сравнительный анализ, который даёт возможность вскрыть изменения в знаниях детей о родном крае и в проявлении своего отношения к нему. Результаты диагностики показали следующее, дети научились рассказывать о семейных традициях, преданиях; хорошо ориентируются в своем микрорайоне, с гордостью рассказывают о достопримечательностях города и Нижегородской области, о знаменитых земляках; знают флаги и гимны России, города Нижегородской области. У детей сформировано позитивное отношение к своей малой Родине. Для диагностики использовалась технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». Результаты мониторинга на конец учебного года:
|
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны |
Разработаны:
|
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты |
С целью подведения итогов, выявления эффективности проделанной работы был проведен сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания. Результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы. Для диагностики использовалась технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». Таким образом, анализ результатов диагностики нравственно - патриотической воспитанности детей показывает: значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты; на ООД по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов; с удовольствием рассказывают о семье, традициях; хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру; проявляют любовь к родителям, родному дому, семье; уважительно относятся к человеку и результатам его труда; стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь; интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления. |
Участие воспитанников в конкурсах |
Районный конкурс творческих работ «Русского духа святыня» 2015г. Диплом 3 место. Межрегиональный проект «Святой Александр Невский- Слава, Дух и Имя России» (ежегодно). Дипломы участников. Районный конкурс «Городецкое узорочье» 2017г. Грамота победителя. Районный этап Международного конкурса детского творчества "Красота божьего мира" 2018г. Грамота 3 место. Районный конкурс пряничного мастерства «Волшебная сказка детства» 2018г. Грамоты. Районный конкурс рассказов "День победы в моей семье" 2018г. Диплом 3 место. Межрайонный конкурс BabySkills. Диплом. Областной конкурс "Моя профессиональная карьера" 2019г. Грамота |
Транслируемость практических достижений профессиональной педагогической деятельности педагогического работника |
1. V Епархиальные Рождественские чтения. Традиции и новация: культура, общество и личность». Уфа (Всероссийский). Докладчик, участник круглого стола. Поисково-исследовательский проект «Книга Памяти» 2. Епархиальный этап XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017 годы. Уроки столетия. (Муниципальный). Докладчик, участник круглого стола. Секция «Возможности введения традиционных духовно-нравственных ценностей в ДОУ» 3. III Епархиальные Рождественские чтения «Качество нравственности как основа жизнедеятельности». Докладчик, участник круглого стола. Секция «Нравственные нормы и ориентиры в системе дошкольного образования». 4. Обобщение инновационного педагогического опыта (Муниципальный). Докладчик. «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края».
|